Вокруг полотняного экрана



Вокруг полотняного экрана.
О первых кинематографах в г. Великие Луки.
Как пишет в своей книге «Город моего детства» Андрей Павлович Лопырев, с кинематографом жители Великих Лук познакомились в начале 1910-х годов после того, как в 1913 году в здании театра «Модерн» стали демонстрировать киноленты.
Театр «Модерн» принадлежал «свободному художнику» Фриде Давидовне Левинсон. Ф.Д. Левинсон проживала в городе Витебск и на ведение всеми делами кинематографа ею была выдана доверенность её отцу, великолукскому мещанину Давиду Айзиковичу Тейтельбауму. Д.А. Тейтельбаум заключил с великолукской городской Управой договор на аренду с 1 апреля 1916 г. по 1 апреля1919 г. (с платою 1200 рублей в год) участка земли в количестве 75 кв. саженей, занятого кинематографом «Модерн». Кроме того в аренду брался «Участок земли в количестве 26 ½ кв. саженей смежный с участком, занятым кинематографом, … необходимый для расширения кинематографа. Арендатор обязан был «уширить набережную по всей длине кинематографа, шириной в один сажень, с укреплением откосов её сплошною дерновкою, с прибивкою дерна ивовыми спицами». Д.А. Тейтельбаум должен был также «перестроить здание по плану и фасаду, одобренному Думой …; здание должно быть покрыто железом и окрашено масляной краскою… Освещать здание керосином, спиртом, бензином или другими осветительными материалами, за исключением электричества», арендатор не имел права.
Д.А. Тейтельбаум одновременно являлся и арендатором, и «служащим в театре, а именно состоял управляющим и получал 50% дохода и 400 рублей жалования ежемесячно».
Владелец кинематографа «Рекорд», построенного в Великих Луках в 1915 году, являлся Карл Антонович Браман.
В январе 1918 года «Модерн» и «Рекорд» перешли «в полное распоряжение Совета», о чем были поставлены «в известность содержатели вышеуказанных кинематографов». Тогда же были составлены описи имущества театров, дающие возможность сегодня представить , как же выглядели эти заведения.
Кинематограф «Модерн», расположенный «на левом берегу Ловати, около большого моста», без фундамента, был «устроен не из бревен, а посредством обшивки», «крыт железом» и «окрашен краскою».
«Модерн» имел 3 двери для входа и 3 двери для выхода, большие окна. С Северной стороны к зданию были пристроены «деревянное помещение для машины, кирпичное – для кладовой, а над кирпичным помещением устроено деревянное – для аппарата, в каковое вела железная лестница от земли». Снаружи по вечерам здание освещали 7 фонарей.
Отапливался кинематограф печами. Переднюю, фойе, зрительный зал освещали потолочные лампы с колпаками и люстры со стеклянными украшениями, подвесами с тюльпанами. На дверях висели портьеры вишневого цвета. Передняя разделялась деревянным барьером с решеткою. В фойе были расставлены «три кушетки дубового дерева на пружинах с … плюшевым зеленого цвета верхом», 18 буковых белых стульев, 2 дубовые тумбы для цветов, 2 круглых столика (один из них с белой мраморной доской), 4 искусственные пальмы, на стене висело «поперечное зеркало в дубовой раме». В зрительном зале стояли белые венские стулья, деревянные скамейки, в ложах – венские и дубовые стулья и кресла.
Кинотеатр "Модерн". Фото из фондов Краеведческого музея города Великие Луки
Если «Модерн» был построен перед началом первой мировой войны, то «Рекорд» был открыт в 1915 году и « строился во время вой, когда все стоило громадных денег, в кредит (это всем известно)», и к октябрю 1917 года «на нем имелись долги». Об этом писала в начале 1918 года владелица кинематографа Августина Адольфовна Браман.
Кинематограф «Рекорд» размещался на правом берегу Ловати, на углу Никольской улицы, в одноэтажном деревянном здании, крытом железом. С улицы «Рекорд» освещался 3 подвижными фонарями с матовыми колпаками и 5 чугунными бра. В здании было два подвальных помещения, в одном находился буфет, а в другом – кладовые. Отапливался «Рекорд» железными печами. Здание освещалось электрической люстрой с 10 лампами и подвесками, стеклянными двойными бра, лампами с плафонами и бра с матовыми колпаками и рефлекторами. На стенах в фойе и зрительном зале были вентиляторы с моторами. У дверей висели шерстяные и плюшевые портьеры, на окнах в фойе – плюшевые и тюлевые гардины, в зрительном зале – шерстяные и полотняные занавески. Фойе разделяли 6 точечных полированных барьеров. Для зрителей были расставлены 10 плюшевых диванов, мягкий диван, 6 скамеечек, трюмо … Фойе украшали 4 зеркала-шара с подставками, 4 бронзовые полочки с вазами и букетами искусственных цветов, 2 бамбуковые подставки с цветами и 1дубовый столик. Здесь же установили бюст А.С. Пушкина. На окнах  стояли 14 горшков с живыми и искусственными цветами. В зрительном зале с 8 точеными полированными барьерами перед полотняным экраном были размещены стулья, кресла и скамейки.
Так обустроили первые кинотеатры в городе их первые владельцы.
После национализации собственники кинематографов сменились, изменились вскоре и названия театров («Модерн» был переименован в «Коммуну», «Рекорд» - в «Дом Просвещения»). В соответствии с постановлением о передаче всех кинематографов в районе Северо-Западной области и Северного фронта в ведение Совета «бывшие владельцы реквизированных для нужд Совета кинематографов должны были быть зачислены на службу в кинематограф, либо получать соответствующее содержание», если кинематограф был «единственным источником существования бывшего владельца или его семьи». Но Д.А. Тейтельбаум зачислен в штат театра «Модерн» не был. В феврале 1918 года он пишет заявление в исполком великолукского Совета, в котором говорилось: «После реквизиции театра все служащие остались на своих местах, поэтому и я … хотел бы тоже остаться на занимаемой мною должности… Так как я лично работал наравне и даже больше своих служащих … и присовокуплю, что должность эта представлена единственное средство к жизни, как меня, так и моего многочисленного семейства». Но культурно-просветительный отдел не нашел «возможности предоставить Тейтельбауму должность по кинематографу «Модерн» за нежеланием прочих служащих иметь его в своей среде». И Д.А. Тейтельбауму было назначено ежемесячно содержание в 250 рублей.
Первым управляющим национализированного «Модерна» 23 января 1918 года назначается Михаил Павлович Васильев. Впрочем, последний пребывал на своей должности совсем недолго. Уже в феврале управляющим кинематографами «Модерн» и «Рекорд» становится сын Августина Адольфовны Браман Леопольд Карлович. Как писала А.А. Браман, и до национализации «Рекорда» Леопольд Браман был его управляющим, наблюдал за аппаратами и машинами и «замещал лично должности демонстратора и машиниста во время их отсутствия» (а машинист и демонстратор «Рекорда», работавшие там в 1918 году, были его учениками).
В «Рекорде» кассиром продолжал работать и брат Леопольда Карловича – Виктор Карлович, который с апреля назначается помощником управляющего. Но уже в августе 1918 года Леопольд и Виктор Браманы были отстранены «от участия в делах «Рекорда». Леопольд Браман не только увольняется от должности, но по постановлению подотдела промышленности Совнархоза при великолукском Совдепе «все дела и копии протоколов были препровождены в исполком, губсовнархоз и партию коммунистов с ходатайством о предании суду» Леопольда Брамана за злоупотребления. Следствие было начато и 25 октября 1918 года еще продолжалось Комиссией при псковском губернском Революционном Трибунале (Во время следствия Леопольд Браман еще находился на службе и 18 октября 1918 года был командирован в Витебск по делам Совдепа). Время и результаты работы Комиссии неизвестны.
18 ноября вопрос об управляющем кинематографом «Рекорд» оставался открытым. Вскоре им был назначен Залман Израйлевич Цин, который вскоре «по болезни принужден был оставить свою должность». 15 декабря управляющим кинематографом стал бывший заведующий и смотритель технического училища Сергей Иванович Петропавловский, находящийся на должности всего 1 месяц и 2 дня. С 18 января 1919 года временно исполняющим обязанности управляющего назначен Анатолий Сергеевич Иванов, уволенный 9 апреля (по решению Коллегии Великолукского УОНО все материалы по делу Иванова А.С. предлагалось передать для расследования в ВЧК). На должность управляющего временно назначается Дмитрий Арсеньевич Яркин.
А что же Леопольд Карлович Браман? Из документов ВФ ГАПО известно, что в июле 1919 года он снова служит в «Доме Просвещения» помощником демонстратора. Затем он становится механиком-демонстратором. И в ноябре 1920 года назначается заведующим. Более никаких сведений о Л.К. Брамане нами не обнаружено. Имя Д. А. Тейтельбаума встречается в документах ВФ ГАПО и позднее.
В августе 1922 Великолукский отдел коммунального хозяйства сдает Д.А. Тейтельбауму в аренду кинематограф «Коммуна» сроком на 6 лет «со всем … инвентарем». Условия аренды были следующими: «В вверенном владении гражданин Тейтельбаум обязуется за свой счет и своими средствами в течении текущего года произвести: а) пристройку к помещению театра.., б) окрасить один раз крышу, в) произвести внутренний ремонт…
Гражданин Тейтельбаум обязуется содержать театр «Коммуна» в течении срока в полном порядке и исправности… Улицы, огибающие треугольный садик на протяжении 3-х саженей от садика, а равно и сам садик гражданин Тейтельбаум принимает на себя.., за что пользуется доходами с имеющихся при садике трех киосков…
Гражданин Тейтельбаум обязуется отпускать Уполитпросвету совершенно бесплатно помещение театра, освещение, отопление и услуги для Революционных Пролетарских праздников…
Арендатор… обязуется не менее трех дней в неделю в арендуемом ему театре во время зимнего сезона, т. е. с 1 октября по 1 марта каждого года, производить постановку пьес, кино, концертов и прочих увеселительных зрелищ.
Идейное направление в отношении тех или других постановок… остается за Уполитпросветом».
Но дело у арендатора не заладилось. Спустя несколько лет он писал: «Аренда продолжалась только 6 месяцев и имела своим последствием такую убыточность, что в конечном итоге по покрытию этого убытка я потерял все свое имущество и остался без всяких средств к жизни…» Чем же занимался Д.А. Тейтельбаум до аренды «Коммуны» и после этого столь плачевно окончившегося для него предприятия? Он «работал… в качестве кустаря-одиночки (ювелир) и вследствие мизерности доходов был даже освобожден от Госналогов». В 1930 году Д.А. Тейтельбаум отмечал: «… Несмотря на мой возраст (свыше 85 лет), я добываю себе средства к жизни исключительно мелкой работой по починке золотых и серебряных вещей». Тогда, в 1930 году, бывший управляющий «Модерна» пережил еще одно потрясение в своей жизни. 3 июня постановлением президиума великолукского окружного исполнительного комитета… (пр. №57/4 §18 п. 27) Д.А. Тейтельбаум был лишен избирательных прав «как бывший владелец кинотеатра и арендатор такового в 1922-23 годах». Многочисленные жалобы и ходатайства его в различные инстанции о восстановлении в избирательных правах, «утраченных как бывшим предпринимателем», к положительным результатам не привели.
На этом мы прощаемся с первыми владельцами первых в XX веке кинематографов в Великих Луках. А эти театры, «Модерн» («Коммуна») и «Рекорд», служили еще великолучанам много лет до начала Великой Отечественной войны.
В послевоенное время эстафету исчезнувших «Модерна» и «Рекорда» подхватили новые кинотеатры. Еще в ходе войны в восстановленном здании бывшей лютеранской кирхи на Пушкинской улице открылся кинотеатр «Победа». В 50-60-х гг. появились «Родина», «Спутник», «Октябрь», «Огонек». Фильмы показывали в клубе имени Ленина и узловом клубе железнодорожников. Великолукские кинотеатры в это время пользовались заслуженной славой и популярностью у великолучан и гостей города. А кинотеатр «Спутник» даже удостоился чести быть изображенным на почтовом конверте СССР, выпущенном в 1971 году.

Светлана Ткачева
старший научный сотрудник МБУК «Краеведческий музей города Великие Луки»

Комментариев нет:

Отправить комментарий